`

`

`

`

`

`

`

`

Додинастический период

Династический период

Эллинистический период

Современный Египет

Первые Египтологи

Хронологическая таблицы

Краткий словарь божеств египтян

Литература

Наука, Культура, Исскусство.

Просвещение

В продолжение эллинистического периода Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире), образовавшаяся на базе Мусейона и объединявшая, наряду с Пергамской, виднейших учёных и писателей той эпохи. В двух этих библиотеках складывались подчас совершенно различные научные школы, соперничавшие между собой. Среди работавших в Александрии были такие знаменитые люди, как: • Евклид, основоположник современной «евклидовой» геометрии (геометрии линейного пространства). • Архимед, проживший некоторое время в Александрии, гениальный механик античности, показавший всю свою изобретательность при осаде Сиракуз римлянами. • Аристарх Самофракийский, глава александрийской грамматической школы, предложившйи принцип аналогии в образовании форм слова. • Дионисий Фракийский, написавший первый в истории греческого языка учебник грамматики. • Эратосфен, изложивший основы географии. • Страбон, автор большого труда по географии, содержащего бесценные сведения о Древнем мире. • Клавдий Птолемей, астроном, предложивший геоцентрическую систему мира, удерживавшуюся в сознании людей более полутора тысячелетий. • Гиппарх, составивший обширный каталог звёздного неба и придумавший шкалу звёздных величин по блеску, используемую до сих пор. • Аполлоний Пергский, автор фундаментального труда о конических сечениях. • Аристарх Самосский, создавший первую в истории человечества гелиоцентрическую систему мира. Библиотека перенесла пожар в 48—47 годах до н. э., однако продолжала самой большой и после этого. В 273 году, когда римский император Аврелиан брал Александрию, библиотека была разрушена.

Литература

Литература этого периода является закономерным продолжением греческой литературы.

Художественная литература

Одним из виднейших александрийских учёных был Каллимах из Кирены (около 310—240 до н. э.), важнейший поэт III века до н. э., создатель сорокатомной переписи фондов Александриской библиотеки. Он писал произведения самых различных жанров: гимны, эпиграммы, трагедии, комедии и прочие. Другим знаменитым поэтом был Аполлоний Родосский (около 295—215 до н. э.), сделавший попытку возрождения эпической поэзии в пространной поэме «Аргонавтика». В то же время появлялись и новые жанры: Феокрит (конец IV — первая половина III века до н. э.) ввёл идиллию, Геронд — мимы.

Историография

Эллинистический Египет впервые увидел жанр историографии: до этого никаких подобных трудов в Египте не создавалось, а события прошлого описывались в исторических романах, в которых реальность была перемешана с вымыслом. В III веке до н. э. египетский жрец Манефон (конец IV — первая половина III века до н. э.) из города Себеннита написал «Историю Египта» — огромный труд на греческом языке. Это произведение не имело особого успеха у современников, но сохранившиеся фрагменты дают представление о необычайной ценности его работы. Именнно Манефон предложил схему деления истории египта, которая сохранилась до нашего времени (на периоды и династии).

Монументальное искусство

Монументальное искусство Древнего Египта осталось в далёком прошлом. Однако и в эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк — одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества и вне сомнения, это было величайшее создание античного мира. Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.

Изобразительное и прикладное искусство

Нильская мозаика (ок. 80 г до н. э.).

Религия

Ещё при Птолемее I образовался новый культ бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Его почитание быстро распространилось по всей территории страны.

Интересные сведения

Около 250 года до н. э. в Египет были ввезены дромедары (одногорбые верблюды)[1].

Комментарии

Пердикка был убит заговорщиками в 321 году до н. э.; тогда же погиб в битве с Евменом Кратер; Евмен убит Антигоном в 316 до н. э.; Пифон был предательски казнён Антигоном в 314 году до н. э.; Антигон погиб в битве при Ипсе (301 до н. э.); Лисимах погиб в 281 году до н. э. в битве против Селевка; сам же Селевк в 281 году до н. э. был убит Птолемеем Керавном; Полисперхон, возможно, был убит в 303 году до н. э. Деметрием Полиоркетом, который погиб в 283 до н. э. в плену у Селевка. Таким образом, из всех диадохов естественной смертью умерли только трое: Антипатр и его сын Кассандр, а также Птолемей Сотер, который, кроме того, умер последним. Но поскольку Антипатр не являлся полководцем Александра, а был лишь наместником Македонии, называть его диадохом можно лишь условно. В таком случае Птолемей действительно является единственным умершим естественной смертью диадохом. Мусейон (др.-греч. ????????) — дословно переводится как храм Муз. От этого слово появилось слово музей.

Назад

Сайт управляется системой uCoz